3 апреля 2012 г.

Харуки Мураками "Кафка на пляже"

"Кафка на пляже" - мой любимый роман у Мураками. Неспешное, глубоко лиричное повествование затягивает, погружая читателя в мир, где можно легко уйти за грань обыденности и осуществить то, что казалось невозможным.

Если сравнивать книги Мураками со снами, то "Кафка на пляже" - это светлый и грустный сон, в котором в качестве фона звучит красивая фортепианная мелодия. После прочтения этой книги мне хотелось молчать как можно дольше, сохраняя в душе то трогательное и чистое чувство, которое родилось в процессе чтения.

В реальности мы не можем вернуть близких людей, которые ушли от нас, однако в своем романе Мураками дает героям эту возможность, и они встречают тех, по кому тосковали и кого любили. Все это чем-то напомнило мне Дорогу Крапивина - мотив, который проходит через все его книги. У Мураками тоже есть такое местечко, лежащее вне времени, только это не дорога, а тихий городок в окружении лесов - заповедный край сбывшихся надежд.

Кому-то может не понравиться склонность Мураками детально описывать быт - он подробно рассказывает о том, что едят герои, во что они одеты и какая за окном погода. А мне такая его особенность нравится - у него получается описать бытовые мелочи так, что они вдруг становятся значимыми, и это делает ценным каждый момент жизни.

Роман "Кафка на пляже" наполнен звуками природы - щебетом птиц, шелестом листьев и, конечно же, мерным рокотом прибоя. Описание морского побережья в этой книге очаровало меня, и я подумала, что было бы хорошо перечитать ее где-нибудь на пляже.

В общем, если вы готовы шагнуть в мир, где люди могут запросто разговаривать с котами, где странный человек в цилиндре делает флейты из кошачьих душ, где сын ищет свою мать, а затем влюбляется в нее, - добро пожаловать в мир Харуки Мураками!

6 комментариев:

  1. Спасибо большое за ваш отзыв об этой книге!
    Только благодаря ему (отзыву) опять "вернулся" к Мураками. Некоторое время назад решил больше его не читать из-за крайне негативного осадка, остающегося после прочтения его книг. Это же произведение оставляет совсем другое впечатление, а, заодно, и желание вновь вернуться к книгам Мураками...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада помочь!:)

      А какие именно книги Мураками вызвали негативные эмоции?

      Удалить
    2. В частности - всё началось с "Охоты на овец", эту книгу читал с пылу с жару в иностранке. Подумал, что автор "не мой", несмотря на мою японскую всеядность.
      Потом, что-то пробовал слушать на аудио... хватало не на много.
      Возможно мешала моя любовь к Абэ и Оэ, я постоянно сравнивал Мураками с ними. И до сих пор сравнение было в пользу "классиков", хотя в них тоже "депрессивности" довольно много...

      Удалить
    3. А я начала лет этак 5 назад с "Дэнс Дэнс Дэнс". Тогда еще не знала, что она является продолжением "Трилогии Крысы", просто выхватила ее наугад из общего списка книг. Книга понравилась, правда, не сразу привыкла к манере Мураками долго и со вкусом описывать "бытовуху". Далее принялась за "Охоту на овец", но две предыдущие книги из "Трилогии Крысы" были упущены, поэтому я не могла взять в толк, кто такой человек-Овца, кто такой Крыса... Да еще эта мистика на каждом шагу... Книга показалась полным бредом, поэтому я бросила после 50-ти честно прочитанных страниц. Только сейчас, спустя 5 лет, я вернулась к Мураками, прочитала полностью "Трилогию Крысы", и все кусочки мозаики сложились в общую картину. Кстати, и "Дэнс Дэнс Дэнс" стал восприниматься гораздо ярче именно как продолжение "Трилогии". Но любимым произведением Мураками все-таки остается "Кафка на пляже", есть в нем что-то такое... особенное:)

      Удалить
    4. И ещё одна особенность, которую я использовал при чтении "Кафки": когда я дошёл до момента посещения Хосино кафе, я не поленился и разыскал в сети "Эрцгерцога" с Пьером Фурнье, которого особенно отметил хозяин кафе... До конца книги в фоновом режиме через наушники я слушал снова и снова "Эрцгерцога"... Точно также, как Хосино, когда он ездил по городу на машине в поисках "места" или когда ожидал "знака" от камня после смерти Накаты.
      Пару дней назад под впечатлением от "Кафки" посмотрел "Норвежский лес". Впечатления противоречивые. Обязательно надо будет прочитать книгу, чтобы эти впечатления проверить...
      Также на очередь поставил и "Повесть о Гэндзи", и Акинари Уэду, на которого особое внимание обратил Осима. Гэндзи уже давно на очереди, но уж больно велик объем произведения, никак не приступлю...

      Удалить
    5. Согласна - во время прочтения Мураками очень сложно удержаться и не послушать музыку, которую он упоминает. Я тоже сразу нашла "Эрцгерцога":))) С книгами, конечно, сложнее - это не так быстро...

      "Норвежский лес" не смотрела, но читала. Впечатления противоречивые, хотя книга неплохая. Хочу еще разок перечитать.

      Удалить